суббота, 29 декабря 2012 г.

Новые стандарты в начальной школе: практика, требования, перспектива


     В чём же новизна современного урока в условиях введения стандартов второго поколения? Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия. В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуют как умение учиться. Авторы  концепции выделяют четыре блока УУД, которые должны формироваться у учащихся в процессе обучения: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный. Проектируя урок, я должна чётко спланировать свою деятельность и деятельность учащихся так, чтобы структура урока была динамична. Идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Изменилась структура урока, в центре внимания – дети.
     Мотивационный компонент. (На этом этапе я стараюсь определить настроение детей, отвлечь от житейских проблем. Моя цель - заинтересовать каждого ученика через загадки, кроссворды, игры и т.д.) Одним из приёмов создания положительной мотивации уроков, на мой взгляд, могут служить тематические уроки, основанные на создании игровых ситуаций, на основе миниспектаклей. В понятие «тематические уроки» я включаю не только подчинение всего урока определённой обучающей теме, но и параллельно общеинтеллектуальной теме, включающей материалы о разных сторонах жизни человека и т.д. Особенности тематических уроков:  благоприятная атмосфера на  уроке, целостность и завершённость, высокая познавательная активность учащихся, устойчивый высокий тип работоспособности, развитие речи и расширение кругозора, поощрение высказываний учеников, повышение интереса к предмету, а также это толчок застенчивым детям принять активное участие, возможность высказаться каждому ребёнку, и сильному и слабому.
     Ориентировочный компонент. Дети определяют тему, задачи.
Исполнительский компонент. Урок должен быть проблемным и развивающим: стараюсь нацеливать детей на сотрудничество с одноклассниками и учителем. Для этого организовываю работу в парах, группах. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. Мои уроки проходят в форме экскурсий, поиска дополнительного материала на заданную тему, обмена мнениями, выявления спорных вопросов, выступлений перед аудиторией, обсуждения.
     Контрольный компонент. Рефлексия. Вывод делают сами учащиеся. При помощи знаков (–, +), рисунков (солнышко, тучка и т.д.), приёма «незаконченное предложение» (Сегодня на уроке я узнал…, я повторил…, было интересно…, мне было трудно…).
     Совершенно новым для школы является диагностика результатов личностного развития (стартовая, промежуточная, итоговая.)
     Трудности возникли и при оценивании учащихся.  Человек индивидуален и у каждого свой собственный темп и путь развития, а значит, оценка его деятельности тоже индивидуальна. В нашей стране уже накоплен достаточный опыт использования компьютерных технологий в образовательной деятельности. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной
деятельности.
     Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях: как средство наглядности учебного процесса, для организации коллективной и групповой работы (проекты), учиться вместе детям не только легче, но и эффективнее (групповую работу можно организовывать на любом этапе урока; на этапе актуализации знаний ученики отвечают на вопросы, на этапе открытия нового знания формируют гипотезу, на этапе самостоятельной работы применяют знания); как средство разработки и подготовки различных видов учебнометодического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).
     Компьютерные технологии на уроках – мои главные помощники! Учу детей применять их не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт применения данной технологии позволил:
повысить эффективность обучения; организовать проектную деятельность учащихся по созданию презентаций; совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся; вырабатывать навык работы с различными источниками информации.
     С каждым годом увеличивается объём информации, интенсификация прохождения учебного материала, постоянно модернизируется и усложняются учебные программы. Подобные условия предъявляют организму младшего школьника высокие требования. Поэтому стараюс строить так учебный процесс, чтобы дети прошли этот нелёгкий путь без ущерба для своего здоровья. Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий
подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Обязательно провожу общие физминутки, физминутки для глаз. Столы в классе практикую ставить так, чтобы удобно было проводить групповые формы
работы, в то же время это создаёт дополнительные предпосылки для двигательной активности ребёнка. Изменение рабочей позы во время урока оказывает полезное действие на функции организма. Для оценивания проводились выставки, все достижения детей отражались
в «Портфолио».
     Мир развивается, меняются программы обучения, поэтому мне, как учителю, всегда приходится повышать свою профессиональную деятельность и осваивать новое, не останавливаться на достигнутом, а постоянно совершенствоваться для достижения поставленной цели.
Л.В. Кудухашвили, учитель школы № 13

Комментариев нет:

Отправить комментарий