суббота, 29 декабря 2012 г.

Формирование ключевых компетенций у младших школьников



Постоянно меняющееся общество, большой объём информации, усложнение отношений между людьми диктуют необходимость разрешения проблемы формирования личности, умеющей жить в этих условиях, разрешать сложнейшие задачи как профессиональные, так и личностно значимые; личности с определённым набором ключевых компетенций.
В число ключевых компетенций входит и информационная компетенция, которая включает две группы базовых компетенций:
1)компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка
и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания;
2)компетенции использования информационных технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете.
     В начальной школе мы говорим скорее об информационной грамотности, представляющей собой набор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией, используя доступный ему по возрасту инструментарий информационных технологий.
     Информационная грамотность – это умение:
• формулировать вопросы, определять источники информации и использовать успешные стратегии ее поиска;
• анализировать полученную информацию, разбираться в том, что в ней является фактом, мнением, а также обнаруживать ненужную информацию;
• создавать новые информационные модели объектов и процессов, создавать свои источники информации, а также быть готовым представить их с помощью различных средств;
• сотрудничать с другими в ходе поиска и использования информации, а затем делиться результатами своей деятельности;
• быть ответственным потребителем информации, уважать принципы интеллектуальной свободы и прав на интеллектуальную собственность, указывая верные ссылки на идеи других.
     Таким образом, информационная грамотность является частью информационной культуры человека и необходимым условием для реализации информационной компетентности личности. Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок).
     На своих уроках мы применяем фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные формы обучения. Но самым удачным средством формирования ключевых компетенций и информационной грамотности является метод проектов. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (ценностно-смысловая компетенция), самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (учебно-познавательная компетенция). Кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (информационная компетенция); учиться представлять себя и свою работу, ставить и задавать вопросы (коммуникативная компетенция). Ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость своего труда (социально-трудовая компетенция и компетенция личностного самосовершенствования).
     Большая часть такой работы приходится на внеурочное время и не может быть проведена без помощи взрослых. Но именно в сотрудничестве и сотворчестве с взрослыми дети наблюдают, рассуждают, высказывают своё мнение, отстаивают свою точку зрения, учатся слушать и понимать других. А задача учителя – расширить поле активной творческой мыслительной деятельности детей, выступая в роли консультанта, помогая решить возникающие «технические» проблемы. Для этого сам учитель должен обладать набором определенных компетенций, в том числе и информационной.
Н.А. Коротаева, учитель начальных классов школы № 12

Комментариев нет:

Отправить комментарий