суббота, 29 декабря 2012 г.

Система оценки достижения планируемых личностных и метапредметных результатов через реализацию общекультурного направления внеурочной деятельности


     В соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обязательным условием реализации ООП НОО является организация внеурочной деятельности учащихся.
     Хочу рассказать об одном из её направлений – общекультурном, так как в школе № 69 созданы особые условия для его осуществления, накоплен большой опыт. Но новым в этой работе для нас является создание системы оценки достижения планируемых личностных и
метапредметных результатов, которой мы уделяем большое внимание. Данное направление реализуем через кружковую работу, общешкольные традиционные мероприятия и внеклассную деятельность.
     В достижении планируемых результатов мы выделяем три уровня:
1 уровень: развитие стремления к общению с искусством, формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира.
2 уровень: получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству; умение представить свою работу, оценить работу других; коммуникабельность (умение создавать коллективные работы); участие во внеклассной деятельности школы.
3 уровень: взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы; приобретение новых знаний и умение применять их в жизни; представление результатов своей деятельности; проявление терпимости к другим мнениям и вкусам; создание портфеля дости
жений.
     В основе системы оценки достижения планируемых личностных и метапредметных результатов лежит мониторинг, который ведут все руководители кружков данного направления: вокал – кружок «Весёлые нотки», ДПИ – кружок «Росинка», ИЗО – кружок «Волшебная кисточка».
     Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС.
     Каждый руководитель кружка ведёт мониторинг с учётом значимости творческих работ в деятельности ребёнка (например, участие в концерте, защита рисунка, совместный выпуск плаката, изготовление игрушки для ребят детского сада, выступление вокальной группы на
празднике талантов «Шире круг»). А также ведётся наблюдение за поведением, общением ученика в период проведения самих занятий.
     Такой же мониторинг ведёт и классный руководитель, наблюдая за поведением и эмоционально нравственным состоянием школьников в повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, за участием ребят в творческих классных делах, общешкольных мероприятиях (выставка «Осенняя мозаика», «Праздник Азбуки»,
инсценировка сказок, концерты, конкурсы художественного направления, классные часы «Азбука вежливости»). Отслеживание достижения планируемых результатов проводится с
помощью методов анкетирования, тестирования, наблюдения и опроса.
     Все данные сводят в одну таблицу два раза в год: в конце первого полугодия и в конце учебного года; с ней классный руководитель выходит на заседание МО педагогических работников, реализующих ООП НОО. Организаторы внеурочной деятельности совместно с психологом обсуждают результаты мониторинга. В сводной таблице сформированные компетенции мы обозначаем красным цветом, в основном сформированные – зелёным, частично сформированные – синим, несформированные – чёрным цветом.
     Как мы работаем с полученным результатом?
1. Вырабатываем рекомендации для родителей при выборе ими кружка для своего ребёнка.
2. Преимущество отрицательных показателей – это материал для работы психолога с данными детьми, а также для классного руководителя, который должен спланировать индивидуальную работу с такими ребятами. Вносятся коррективы в план воспитательной работы. Если у многих учащихся слабо сформированы показатели такого блока, как «нравственно этическая ориентация», то учитель организует классные часы по теме «Спешите делать добро», целью которых является формирование нравственных чувств и нравственно этической ориентации детей, создание мотивации к совершению хороших поступков и к оказанию помощи окружающим людям. Занятия включают чтение и анализ этического содержания литературных произведений духовнонравственной тематики, просмотр и обсуждение спектаклей и фильмов с точки зрения их нравственной проблематики, рассмотрение жизненных ситуаций с позиции нравственных ориентиров, а также содержит систему практической деятельности и игр, позволяющих вырабатывать правильную модель поведения.
3.  Классный руководитель может рекомендовать сменить кружок, выбрать другое  поручение, подобрать партнёра для организации совместной деятельности.
4. Результаты мониторинга позволяют руководителю кружка осуществлять дифференцированный подход к ученику, т.е. работать с детьми на уровне их возможностей. Например, на занятиях кружка «Волшебная кисточка» способные ребята готовятся к участию в
районных и городских выставках. А ребята, которые не имеют ярко выраженных способностей к изобразительной деятельности, учатся рисовать объекты и принимают участие в конкурсах на уровне школы.
     Что очень важно, эти выставки организуются для родителей, так как им необходимо видеть, чему научился их ребёнок.
5. Осуществляем выход «на родителей». Организуем для них индивидуальные консультации: преподавателей, классного руководителя, психолога. Классный руководитель вносит корректировку в тематику родительских собраний.
     Какие характеристики личностных и метапредметных результатов мы выносим на мониторинг?
Личностные результаты
Самоопределение:
• внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к кружку;
• принятие образа «хорошего ученика»;
• самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
• экологическая культура;
• самоуважение и самооценка.

Смыслообразование:
• мотивация деятельности;
• границы собственного знания и незнания;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно этическая ориентация:
• уважительное отношение к иному мнению, культуре других народов;
• этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально нравственная отзывчивость;
• способность к решению моральных проблем;
• ориентация на выполнение нравственно этических норм.

     Для формирования личностных универсальных учебных действий учителя, реализующие общекультурное направление внеурочной деятельности, предлагают следующие виды деятельности:
• участие в проектах «В волшебном лесу», «Подводный мир»;
• творческие задания: аппликация «Осеннее дерево», нетрадиционное рисование «Белая берёза»;
• зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
• мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
• оценка события, происшествия;
• оценка своего участия на занятии.

Метапредметные результаты
Регулятивные:
• способность принимать и сохранять цели;
• планирование деятельности;
• осуществление контроля и коррекции действий;
• оценка соответствия результата поставленной цели.
Занимаясь в кружке ДПИ «Росинка», дети учатся работать с различными материалами, в том числе с бумагой: складывание, аппликация, резание, конструирование и т.д.
     На таких занятиях формируются регулятивные УУД, так как ребята выполняют действия в определенной последовательности.
     Для диагностики и формирования регулятивных УУД возможны
следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; взаимоконтроль.
Коммуникативные:
• проявление активности во взаимодествии;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• аргументировать свою позицию;
• слушать собеседника.
Встреча с музыкой, творческая атмосфера на занятиях кружков общекультурного направления, участие во всевозможных конкурсах учит ребят быть социально активными личностями, развивает коммуникативную компетентность. Своим искусством они приносят радость
людям, видят мир ярким и цветным. Для диагностики и формирования УУД можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнёру; составь панно, коллаж; «отгадай, про какой инструмент говорим».
Познавательные:
• использовать знаково%символические средства, модели и схемы;
• выполнять логические операции;
• осуществлять поиск и выделение информации из источника.
Для диагностики и формирования УУД целесообразны следующие виды заданий: «найди отличия на рисунках»; «на что похоже?»; поиск лишнего.
Руководитель определённого кружка может оценить не каждый критерий. Например, такой познавательный компонент, как выполнение логических операций, преподаватель музыки вправе на первых порах не оценивать.
Очень важна самооценка работы, выполненной ребёнком: как нарисовал, спел, приготовил для выставки. У нас четыре оценки: я – молодец; у меня получилось, но не всё; я старался, но не доделал; я пытался, но не смог. Самооценка осуществляется в образе смайлика в конкретном контексте: музыка – скрипичный ключ, ИЗО – кисточка, ДПИ – цветок. Проводимая нами работа по ведению мониторинга для оценки достижения планируемых личностных и метапредметных результатов требует времени, большая нагрузка ложится на классного руководителя. Мы находимся в поиске и считаем, что второй год работы по ФГОС НОО добавит нам новые находки.
И.М. Морозова, учитель школы № 69

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий