суббота, 29 декабря 2012 г.

Развитие самостоятельности и инициативы у младших школьников в условиях перехода на ФГОС


     Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального образования совершенно чётко определяет «портрет выпускника начальной школы», т.е. развитие каких личностных характеристик обучающихся является задачей начального образования.
В числе прочих указаны следующие:
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
• способный к организации собственной деятельности;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
• умеющий обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
     Как мы видим, особо значимыми становятся личностные качества выпускника, что является существенным отличием стандартов второго поколения от стандартов 2004 года. Так, метапредметные требования, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями («умение учиться»), невозможно сформировать без развития умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, способности конструктивно действовать и самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу в поиске способов решения проблем творческого и поискового характера.
     Согласно новым стандартам, личностные результаты освоения ООП начального общего образования в числе прочих должны быть ориентированы на «овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире», на «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки», «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций».
     Выполнение всех этих требований позволяет выпускнику начальной школы перейти в среднее звено, избегая стрессовой адаптации.
     Особенно важно – заменить знаниевый подход («знаю, что…») на компетентный подход («знаю, как…»).
     В настоящее время в образовательном процессе все более значимым становится использование в обучении приёмов и методов, которые позволяют формировать умение самостоятельно добывать новые знания, делать умозаключения, пользоваться ими в новой ситуации. Всё это предполагает использование новых форм и методов обучения, обновления содержания образования. Каким образом это осуществимо в условиях начальной школы? Одно из решений – через проектную деятельность. Но такое заявление поспешно. Чаще всего это сводится к переносу готовых форм проектов из старших классов в младшие. В начальной школе речь может идти только о системе проектных задач, что, в свою очередь, подготовит в дальнейшем выпускника к проектной деятельности. Начальная школа – пока еще не место для проектов, какими они могут быть в старших классах, а важный этап для подготовки к проектной деятельности в «подростковой школе», что по выражению Л.С. Выготского, является их «зоной ближайшего развития».

     Решение проектных задач в начальной школе позволит создать условия для перехода к проектной деятельности как ведущей деятельности в старших классах. Проектирование идёт от внутренней мотивации, поэтому достичь новых образовательных результатов в условиях классно-урочных форм обучения невозможно. Главное, что отличает проектную задачу от других – возможность перенести известные детям способы действий (знаний и навыков) в новую практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт».
     В процессе проектной деятельности (приветствуется разновозрастное сотрудничество) формируются не только общеучебные умения и навыки, повышается учебная мотивация и учебная самостоятельность, но и возможность детям самим определять границы своих знаний, самостоятельно регенерировать идеи, самостоятельно запросить информацию в информационном поле, находить несколько вариантов решения проблемы. Наряду с рефлексивными и поисковыми умениями формируются навыки оценочной деятельности, умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские умения и навыки, коммуникативные
умения.
     Развитие самостоятельности и инициативы у младших школьников – важное и необходимое условие для воспитания выпускника начальной школы.
С.М. Григораш, учитель начальных классов школы № 12

Комментариев нет:

Отправить комментарий