суббота, 28 апреля 2012 г.

Геопластика — красота, польза, уход от стереотипов

Image
  Модное ныне слово «геопластика», не сходящее с языка современных ландшафтников, по сути своей не несет в себе нового значения, которое, как и во все времена, сводилоськ изменению рельефа местности.
      Целью работ по изменению существующего рельефа может быть его улучшение какс точки зрения эстетической, так и утилитарной. Присутствие этих обоих аспектов свидетельствует о современном подходе к данной теме, в результате которого создаетсяне только эстетически выразительный образ сада, но и экологически здоровая среда.

     Издревле земля как один из четырех элементов природы, приковывала к себе вниманиеи преображалась древними цивилизациями — возводились курганы, земляные валы, аиз камней, извлекаемых из земли, сооружались мегалиты, пирамиды и амфитеатрыс земляными и каменными скамьями.

Современные технологии и материалы значительно расширили возможности геопластических работ, а современная эстетика работы с рельефом в развитых странах поражает своей смелостью и уходом от стереотипных решений.
Разумный европейский подход
Image     В Европе культура работы с рельефом действительно достаточно высока уже давно: архитекторов заботят обе составляющие проекта — и эстетическая, и утилитарная. С помощью измененного рельефа собираются дождевые осадки, улучшается почвенный состав и инсоляция участка, защищаетсяот ветра определенное пространство.
Таким образом все действия направлен на созданиеэкологически устойчивой среды. Частенько красивые архитектурные холмы с ухоженным газонным покрытием скрывают старые свалки, что, естественно, устраняет экологически неблагоприятные факторы среды, а крыши сараев, гаражей, времянок, оранжерей, а иногда и бань с северной стороны «одевают» все в тот же рулонный газон либо укрывают почвопокровными растениями (или злаками), что существенно сберегает тепло в помещениях. Причем конструкцией кровли предусмотрена дренажная система, позволяющая собирать и отводить лишнюю влагу с крыши туда, где она необходима: для полива огорода или к местам, где произрастают влаголюбивые растения.
Схема 1 демонстрирует максимальную реализацию природных ресурсов: защищенность с северачастично — рельефом, частично — подушкой из почвопокровных растений; использование дождевой воды и солнечной энергии (большая площадь остекления с юга и юга-запада позволяет максимально аккумулировать солнечную энергию). Такое расположение строения относительно существующего рельефа на практике показывает один из возможных вариантов ассимиляции строения в окружающую природу, к которой так стремятся архитекторы современной Европы.
От невнимания — до повышенного интереса
ImageЧто же мешает нам посмотреть на существующий рельеф под таким углом зрения? С одной стороны, всета же инерционность мышления — ведь затраты на подобное утепление крыши не столь велики, как кажется, и к тому же они обязательно окупятся экономией энергозатрат на обогрев помещения.

Другая причина нашего невнимания к рельефу связана с тем фактом, что из-за обширности равнинной местности, в которой мы живем, отечественные традиции садоводства весьма далеки от игр с третьимизмерением. Ведь даже получив в свое распоряжение участок с красивейшими бугорками или холмами, садоводы зачастую принимают решение: все сровнять!
И лишь недавно пришло понимание того, что организация сада на плоскости — сродни тривиальному озеленению, в то время как работа с земляными объемами делает сам сад живой скульптурой,а садовода — чуть ли не зодчим. Видение гармоничных пропорций — пожалуй, главное качество, которым должен обладать садовод-ваятель. Ведь увязать на одном участке такие разные пространственные объекты, как террасированные холмы с подпорными стенками, руины, гроты, и приэтом создать в саду пространственную перспективу — задача не из легких.
Живописные кочки с налетом модерна
Чтобы научиться работать с земляными объемами, начинать лучше с самого простого — например, попробовать расставить акценты на существующемрельефе участка, иными словами, оживить природные бугорки с оврагами, преобразовав, таким образом, те самые неудобья, которые у многих из нассуществуют на участке.
Для этого по рельефным холмикам и впадинкам подсаживаются кустарники, которым можно будет придать шарообразную форму. «Шарики»из бирючины, туи западной или стриженая кохия (однолетник) и кизильник горизонтальный, образующий подушковидную форму кроны, будут напоминать своей округлой формой живописные кочки холмистого ландшафта.
А чтобы быстро увидеть плоды своего труда и сэкономить время, весь фрагмент можно покрыть рулонным газоном. Оптимальную высоту стрижки травы лучше определить опытным путем: короткая стрижка травы сильнее подчеркнет геометрию всей композиции, высокая — несколько размоет рисунок.
Если существующий рельеф неудобий недостаточно интересен композиционно, то перед покрытием рулонным газоном его стоит подкорректировать таким образом, чтобы искусственная насыпь, сделанная там, где это необходимо, была создана из грунта, вынутого при моделировании живописного овражка.
Взгляните на схему 2. На первый взгляд кажется, что на этой картинке главенствует сама Природа. На самом деле выразительная геометрия кривой линии, лаконичность форм и монохромная гамма из сближенных оттенков цвета делают данную композицию весьма стильной, отмеченной печатьюмодерна — стиля изящного и несколько демонстративного. Подчеркнуто эффектно данный фрагмент будет выглядеть в обрамлении ровного безупречного газона: ведь модерн — стиль лаконичный.
Катальная горка — альтернатива альпинария?
Вообще картина может получиться настолько динамичной, что в какой-то момент вам покажется, что маленькие шарики, посаженные во впадинах ина вершинах бугров, сбегают или скатываются с горок, как маленькие дети. Театральный сюжет под названием «катальная горка» может послужить достойной альтернативой альпийской горке и явить собой предмет гордости хозяина, его своеобразное «ноу-хау». Искусственно смоделировать подобный «спектакль» несложно. Работа с геопластикой наверняка вас увлечет — творческий процесс поможет самовыражению, а главное, работа будет носить сугубо индивидуальный характер.
Вы можете импровизировать. Например, одно крупное красиво цветущее растение, посаженное перед холмом, изменит акцент: оно будет являться целью «сбегающих шариков». В любом случае стоит поэкспериментировать!
«Писк» моды
В буквальном смысле «писком» моды в европейском ландшафтном дизайне являются подпорные стенки, имитирующие естественные холмы и овраги —нехватка природных составляющих возмещается нарочито искусственно, но элегантно и подчеркнуто эстетично (см. схему 3). И если раньше подпорные стенки венчались обильно цветущими растениями, то сейчас современная мода рекомендует лаконичность во всем — на подпорныхстенках располагаются совершенно одинаковые топиарные формы, почвопокровные растения одного вида или вовсе просто газон.
Элегантное решение: модное и остроумное
Говоря о моде, мы ни в коем случае не считаем, что нам всем стоит следовать ее капризам. И все же надо «быть в курсе», чтобы в подходящем месте своего участка удачно процитировать «кусочек» этой моды.
Например, будет весьма остроумно, если в саду, где создана композиция из «натурального» рельефа (как на схеме 2), создать имитацию похожих неудобий в качестве подпорных стенок, как показано на схеме 3.
Если же на подпорных стенках появятся такие же кустарниковые формы, как в «натуральном» фрагменте, то это будет похоже на зеркальноеотображение. У кого-то может даже возникнуть впечатление, что подпорные стенки «передразнивают» настоящий рельеф. В общем среди гостей можно устроить конкурс «найди столько-то различий». А ровный газон, разделяющий (или объединяющий?) оба фрагмента, будет непременными обязательным условием получения эффектной и гармоничной композиции сада в целом.
Удачи бесстрашным творцам!
Ольга НАЗАРОВА,
ландшафтный дизайнер
«Землевладелец Северо-Запада» № 3 (11), апрель 2006 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий